Автор: Ракшин Олег
"Чудь начудила, да меря намеряла гатей, дорог да столбов верстовых..."
А. Блок
Часто любознательные гости Самары задают экскурсоводу вопрос: «Почему на гербе города красуется коза»? Считается, ответ очевиден и широко освещен в краеведческой литературе: поголовье самарских коз, по сравнению с другими городами Российской империи, превышало все статистические нормы. И, вообще, российская геральдика есть некий символический зоопарк - медведи, львы, козлы, лошади, олени. Встречается экзотика в виде грифонов, единорогов и птицы Гамаюн. Специалисты считают - прообразы русских гербов следует искать в боспорских царских знаках, астральных изображениях и в княжеских символах Рюриковичей.
Однако, православных иерархов, сурово расправлявшихся с любой формой церковного инакомыслия, языческие символы на гербах христианских городов, не смущали. Так, в конце 1850-х годов управляющий гербовым отделением Сената Борис Васильевич Кёне предложил использовать в качестве символа недавно образованной самарской губернии – «дикого козла», вместо «белой козы». «Горделивый серебряный козёл на лазоревом щите внушал уважение своей уверенностью и мощью. Усиливали впечатление золотые рога, червлёные глаза, язык и чёрные копыта». Впечатленные сенаторы позабыли - в христианстве козел это дьявол, проклятый грешник, похоть и непостоянство.